OOO
8 921 952-80-27
пн - воск: с 10 до 22
/
mm@7140848.ru

Системные фотовспышки. Часть 3

Advanced Distance Integration (ADI)

В автофокусных аппаратах Minolta базовый режим TTL-OTF управления вспышкой долгое время присутствовал практически без изменений в сравнении с первыми аппаратами этой серии (лишь на аппарате Minolta Dynax 9 количество датчиков TTL-OTF увеличено до четырех), несмотря на то что замер с использованием предвспышки и 14-зонной матрицы сотового замера уже много лет используется в аппаратах Minolta для TTL-управления вспышкой в режиме сверхскоростной синхронизации (HSS). Поэтому новая система ADI (Advanced Distance Integration - учет расстояния до объекта), впервые представленная на Minolta Dynax 7, явилась логичным вариантом развития. Система ADI-управления вспышками работает на аппаратах Minolta Dynax 7, Minolta Dynax 5 и Minolta Dynax 4 в комбинации с объективами D-типа (оборудованных электронным дальномером) и вспышками D-типа - Minolta Program Flash 3600HS (D) и 5600HS (D). При использовании этих вспышек камера рассчитывает необходимую энергию импульса вспышки в соответствии с расстоянием до объекта съемки, уровнем естественного света, результатом оценки отражающей способности объекта съемки и фона 14-зонной матрицей сотового замера посредством предвспышки, излучаемой после нажатия на кнопку вспышки, но перед поднятием зеркала.

Исчерпывающее количество информации об объекте съемки позволяет системе ADI безошибочно определить энергию вспышки, достаточную для правильного экспонирования даже в случае, когда в кадре присутствуют обширные отражения от блестящих поверхностей.

Кто лучше?

При внимательном рассмотрении близких как по идее, так и по методам реализации систем E-TTL, 3D и ADI, представленных на современных автофокусных аппаратах, невольно возникает идея сравнения их и выяснения самой-самой лучшей из них. Однако мы не станем этого делать. Все эти системы достаточно сложны и умны, чтобы в большинстве съемочных ситуаций достаточно точно дозировать свет вспышки. Однако и эти системы не всесильны. Поэтому, при известной настойчивости, можно обмануть любую из них, найдя незначительные "прорехи" в логике их работы и искусственно скомпоновав соответствующие сюжеты. Но, на наш взгляд, корректнее будет называть их не ошибками, а лишь особенностями работы таких систем. Особенностей, к которым, возможно, придется первое время привыкать. И период привыкания к новой системе в любом случае окупит себя сторицей. Ведь нажимать на кнопку спуска с сознанием полной уверенности того, что камера с точностью воплотит ваш творческий замысел, не только приятно, но и позволяет уделить гораздо больше времени и внимания составлению и реализации этих самых творческих замыслов.

Полезные режимы и функции вспышки

Подсветка системы АФ

Системы автофокусировки большинство зеркальных фотоаппаратов работают в достаточно широком диапазоне освещенности объекта съемки. Однако при низком уровне освещенности и уменьшении светосилы используемого объектива система автофокусировки становится гораздо менее "цепкой" и быстрой, с гораздо большим трудом наводя объектив на резкость. А если еще и контраст объекта съемки оказывается совсем невысоким, то и при достаточно высокой освещенности и светосильной оптике система автофокусировки может "забастовать". Для того, чтобы избежать таких неприятных последствий, практически все навесные системные вспышки оснащены расположенным на передней панели специальным светодиодным прожектором подсветки системы автофокусировки. Такой прожектор включается по команде аппарата и "рисует" на объекте съемки довольно яркую и четкую "полосаточку" темно-красного цвета. По этой полосатой фигуре система автофокусировки с легкостью наводит объектив на резкость не только в полной темноте, но и в других условиях, когда контраст объекта съемки невелик (например при контровом свете) или даже практически отсутствует.

Съемка в отраженном свете

Лобовой свет от вспышки имеет весьма неприятную, но столь же характерную особенность – он практически не образует теней, выявляющих фактуру и форму объекта съемки. Зато, особенно при съемке вертикальных кадров, когда вспышка располагается сбоку от аппарата, могут образовываться довольно уродливые тени, тянущиеся от объекта съемки к фону.

Впрочем, от появления неприятных теней при вертикальном кадре можно застраховаться, располагая вспышку при съемке всегда над объективом. Сделать это можно при помощи, например, подсоединения вспышки к аппарату посредством специального кабеля, либо – при помощи дистанционного беспроводного режима управления вынесенной вспышкой. Тогда получившиеся тени будут уходить вниз, что в большинстве случаев выглядит вполне приемлемо и естественно. Однако все остальные недостатки вспышки "в лоб" никуда не денутся – лобовой свет все так же будет скрадывать объем и форму предмета съемки, а фон (особенно удаленный) – будет значительно темнее, чем передний план. И такое распределение света не может быть исправлено экспокоррекцией, вводимой как в "+", так и в "-". Однако при съемке в помещениях с невысоким белым потолком достаточно мощная вспышка, осветитель которой можно направлять не только прямо на объект съемки, но и отклонять в стороны, дает возможность получать снимки с мягким и приятным световым рисунком, отлично выявляющим форму и объем всех предметов, попадающих в кадр как на переднем, так и на заднем плане, причем последний в этом случае уже будет далеко не черным.

Название такому "чуду" – съемка в отраженном от потолка свете ("bounce flash" в англоязычной литературе). Обычный потолок (отделанный белыми обоями, потолочными панелями, побеленный или окрашенный белой матовой краской) отражает свет не зеркально, а диффузно. Это значит, что каждую точку в пределах светового пятна, образуемого на потолке светом вспышки, можно принять за вторичный источник света, который излучает свет одинаково во все стороны. И, поскольку такие мельчайшие вторичные излучатели занимают достаточно большую площадь потолка, то свет от них будет с одной стороны достаточно мягким, освещающим не только объект съемки, но и фон. С другой стороны, такой свет уже не будет лобовым.

Что нужно учитывать для того, чтобы кадр при использовании отраженного света был удачным? Не нужно забывать, что при таком отражении энергия вспышки используется далеко не так оптимально, как в случае прямой вспышки – очень много энергии теряется при отражении и рассеянии, а поэтому применение достаточно мощной вспышки, светосильной оптики и/или высокочувствительной пленки не только желательно, а в ряде случаев – даже обязательно.

Цвет поверхности, от которой отражается свет, также имеет важное значение – отраженный от белого потолка свет останется белым, а отраженный от голубого или розового – изменит цвет, что приведет к появлению нежелательного цветового оттенка на фотографии.

Угол отклонения осветителя и положение зум-рефлектора вспышки при съемке в отраженном свете выбирается в большинстве случаев исходя из художественных требований. К примеру, освещая потолок над объектом съемки, мы получим рассеянное освещение, идущее сверху. Такой тип освещения в ряде случаев хорош, однако при съемке портретов может создать неприятные эффекты в виде глубоких теней на месте глаз и излишне подчеркнутой деталировки при передаче фактуры лица. Поэтому зачастую при съемке портрета оптимально направлять осветитель вспышки вертикально вверх (или даже чуть-чуть назад), особенно в условиях тесного помещения с невысоким потолком. При близко расположенной стене или шторе белого цвета корпус осветителя вспышки можно несколько отклонить в их сторону. Наибольшую свободу в использовании отраженного от стен и потолка света, понятно, дают вспышки, у которых осветитель может быть отклонен не только в вертикальном направлении, но и вращаться в горизонтальной плоскости (в первую очередь это заметно при съемке вертикально скомпонованных кадров).

Угол рассеяния света, задаваемый положением зум-рефлектора вспышки, при использовании отраженной вспышки мало влияет на общий уровень создаваемой освещенности и затрачиваемой при этом энергии вспышки, однако увеличением или уменьшением угла рассеяния вспышки можно регулировать контрастность освещения – от более рассеянного до более жесткого соответственно.

Дистанционное беспроводное управление

В ряде случаев такой мощнейший инструмент создания привлекательного объемного освещения, как использование отраженного света, нельзя применить – потолок слишком высоко расположен, имеет весьма низкую отражающую способность или имеет цвет, отличный от белого. Тогда для получения бокового освещения, значительно лучше выявляющего форму и объем объектов съемки, чем лобовой свет вспышки, можно использовать прекрасную возможность, предоставляемую владельцам современных автофокусных зеркалок – режим дистанционного беспроводного TTL-управления вспышкой. В этом режиме аппарат связывается (без применения проводов) с вынесенными одной или несколькими вспышками посредством специальных кодированных сигналов, излучаемых в видимом диапазоне руководящей вспышкой или в инфракрасном диапазоне – специальным контроллером, установленными на аппарате. Главное условие, необходимое для работы таких систем – расположение ведомых вспышек на небольшом расстоянии (до нескольких метров) и обеспечение прямой видимости между вспышкой и контроллером.

Самые продвинутые системы дистанционного беспроводного управления вынесенными вспышками могут одновременно использовать две или три группы вынесенных вспышек, каждая из которых вносит свою определенную долю в создание освещенности кадра. Режимы дистанционного беспроводного управления вспышками, разработанные разными производителями, достаточно сильно различаются как по методам реализации и возможностям, так и по необходимому для этого оборудованию. Поэтому, если вы планируете использовать системы дистанционного беспроводного управления вспышками, не пожалейте времени на детальное ознакомление с документацией на аксессуары, применяемые в этих системах. Список их мы привели в описаниях систем вспышек каждой из ведущих фирм.

Моделирующий свет

В режиме дистанционного беспроводного TTL-управления вынесенными вспышками весьма полезна функция моделирующего света, имеющаяся на некоторых системных вспышках. В режиме моделирующего света вспышка испускает короткие маломощные импульсы света, следующие один за другим с большой частотой. Такой свет позволяет проконтролировать еще до съемки направление и форму теней и бликов, которые потом будут на снимке.

Ручной режим с делением энергии

В этом режиме ни камера, ни сама вспышка не занимаются автоматическим определением необходимой энергии вспышки. Энергия вспышки задается фотографом вручную. Недорогие любительские вспышки могут не иметь ручного режима контроля энергии, а профессиональные приборы позволяют равномерно регулировать энергию вспышки от полного разряда до весьма малой части (1/256 у некоторых вспышек Metz) шагами от 1 до 1/3 ступени. Ручное управление энергией вспышки удобно тогда, когда есть время и возможность подсчитать необходимую для для точного экспонирования пленки энергию вспышки, исходя из диафрагмы, чувствительности пленки и расстояния от вспышки до объекта съемки. При этом вспышки могут помогать фотографу установить необходимую диафрагму или мощность импульса вспышки, самостоятельно вычисляя и индицируя на ЖК-дисплее оптимальное расстояние до объекта съемки. Потребность в ручном режиме чаще всего может возникнуть при съемке объекта, на котором автоматика может ошибиться.

Также возможно применение ручного режима и в достаточно нетрадиционных целях. Например, установив вспышку на излучение импульса минимальной энергии и переключив вручную зум-головку осветителя в положение максимального угла освещения, можно управлять запуском студийных вспышек, оснащенных светосинхронизатором, взамен использования проводной синхронизации. При этом запуск вспышек будет надежным и устойчивым (благодаря крутому фронту импульса запускающей вспышки), а незначительный уровень излучаемой при этом энергии не будет оказывать ни малейшего влияния на освещенность объекта съемки.

Стробоскопический режим

Режим, когда вместо одного импульса вспышка излучает несколько импульсов с точно отмеренной энергией и следующих друг за другом через точно отмеренные промежутки времени, называется стробоскопической вспышкой. Использование такого режима часто используется в научной и технической фотографии для запечатления на одном кадре пленки сразу нескольких следующих друг за другом фаз процесса движения. Необходимая диафрагма при использовании стробоскопического режима определяется исходя из мощности единичного импульса, расстояния до объекта съемки и чувствительности пленки, а кратчайшая выдержка устанавливается не меньшей, чем сумма всех промежутков между импульсами.

"Медленнная" синхронизация

Системы замера постоянного света и TTL-замер вспышки работают, по существу, автономно друг от друга. Поэтому при съемке со вспышкой в условиях невысокого уровня естественной освещенности можно попытаться избавиться от черного (или, как фотографы говорят, "проваленного") заднего плана. Сделать это можно путем установки скорости затвора не на кратчайшей выдержке полного открытия затвора, а рассчитать ее так, чтобы задний план, который вспышка практически не освещает, получил достаточную экспозицию за счет постоянного естественного света. Вот такой режим и называется режимом "медленной" синхронизации. Активируется он в разных аппаратах по-разному.

В аппаратах Canon EOS "медленная" синхронизация может быть включена при установке селектора программ на режим Av, в аппаратах Nikon – при выборе типа синхронизации "slow" или "rear", а в аппаратах Minolta – при нажатии и удержании во время экспонирования кадра кнопки "AEL / slow sync". В этих режимах фотоаппараты сами подбирают необходимую для проработки заднего плана выдержку затвора. Аналогично работает и программа "ночной портрет", имеющаяся в большинстве любительских фотоаппаратов. Кроме того, аналогичный режим можно реализовать вручную – самостоятельно установив соответствующую оптимальной проработке фона выдержку в ручном ("M") режиме экспонирования. Не лишним будет добавить, что в зависимости от длительности выдержки, требуемой в режиме медленной синхронизации, для получения резкого снимка может понадобиться штатив.

Синхронизация по второй шторке затвора

Обычно синхроконтакт в фотоаппарате построен так, что запускающий импульс вспышка получает тогда, когда затвор фотоаппарата откроется полностью. Однако некоторые современные фотоаппараты могут допускать изменение настройки типа синхронизации на так называемую синхронизацию по второй шторке затвора (обычно обозначаемой как "rear"), то есть режима, при котором запуск вспышки происходит перед тем, как вторая, закрывающая шторка затвора начнет свое движение. Впрочем, на кратчайшей выдержке полного открытия затвора оба эти режима работают идентично – в момент, когда первая шторка полностью открыла кадровое окно фотоаппарата, начинает движение шторка номер два. Разница между режимами обычной синхронизации и синхронизации по второй шторке становится очевидной тогда, когда текущая выдержка превышает кратчайшую выдержку полного открытия затвора. Поэтому в некоторых системах (например – в аппаратах Nikon) включение синхронизации по задней шторке автоматически приводит к активации режима "медленной" синхронизации (режим "rear slow sync.").

Но это все технические подробности. Для чего же можно применить этот режим? При съемке со вспышкой на длительных выдержках движущихся отражающих и светящихся объектов на снимках возникает неприятный эффект – треки (смазанные изображения) этих объектов, получившиеся за счет длительной экспозиции, оказываются не позади резкого контура, экспонированного светом вспышки (как было бы привычно для нашего восприятия), а наоборот – впереди. То есть создается зрительное впечатление того, что объект движется не вперед, а назад. Для устранения такого недоразумения и служит синхронизация по задней (второй) шторке затвора.

Экспокоррекция системы управления вспышкой

Возможность введения коррекции в экспонометрическую систему присуща подавляющему большинству моделей современных фотоаппаратов. Общая экспокоррекция одновременно влияет и на дозирование света вспышки. Поэтому, когда свет от вспышки является единственным источником света при экспонировании, то введением общей экспокоррекции можно заставить и вспышку излучать импульс разной мощности, создавая более или менее плотные кадры. Однако в случае одновременного использования при съемке как естественного света, так и света вспышки, общая экспокоррекция может лишь привести к изменению общего уровня экспозиции, но не может изменить баланс экспозиций, создаваемых вспышкой и окружающим светом соответственно. Изменить световой рисунок в этом случае поможет вмешательство в работу системы управления вспышкой при помощи отдельной экспокоррекции на вспышку.

Впрочем, возможность введения экспокоррекции только в систему управления вспышкой, не затрагивая работы системы экспонирования постоянным светом, имеют далеко не все фотоаппараты. И это понятно – современные системы даже в автоматических режимах достаточно хорошо справляются с довольно сложной задачей создания оптимального баланса между естественным светом и светом от вспышки в режиме сбалансированной вспышки-подсветки. Однако введение дополнительной экспокоррекции на вспышку позволяет еще более тонко, направленно и осмысленно управлять этим процессом, беря контроль над ним полностью в свои руки.

Рейтинг статьи: 5 из 5 звёзд! Всего комментариев: 1

Поделись с друзьями

Отзыв
Уважаемый коллега. Я работаю с фотоаппаратом SONY F37 и вспышкой RAYLAB RP-mini. Какой режим надо выбирать на фотоаппарате, дабы избежать срабатывания вспышки после предпыха?
Комментарии полезен?
0
0

Добавить комментарий